В гостях у звуков [М] и [М`]
Маркова Наталия Николаевна,
читель-логопед ГБДОУ д.с. № 11
Василеостровского района Санкт-Петербурга
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недоразвитие фонематических процессов. Большинство детей не могут выделить звук на фоне слова, не могут определить его положение в слове, сосчитать количество звуков и определить их порядок. К наиболее частым нарушениям фонематического восприятия можно отнести смешение схожих по звучанию или по месту образования звуков, что проявляется в виде перестановки, пропуска, замены звука в слове. Коррекция нарушений звукопроизношения дложна сочетаться с работой, направленной на развитие слухового внимания, развитие фонематического анализа и синтеза. Так как игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, логично прибегать к помощи дидактических игр при работе над фонематическими процессами.читель-логопед ГБДОУ д.с. № 11
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Задачи:
1. развитие слухового и зрительного внимания;
2. развитие фонематического анализа и синтеза;
3. определение места звука в слове;
4. дифференциация мягкого звука [м`] твердого звука [м];
5. звуковой анализ слова;
6. работа над пониманием речи, развитие логического мышления;
7. закрепление названий профессий;
8. воспитание интереса к развивающим играм и упражнениям.
Ход занятия:
Логопед предлагает детям отправиться в гости к звукам [М] и [М`]. Дети вместе с логопедом вспоминают в гости у каких звуков они уж побывали. Затем логопед предлагает детям начать игру.
Игра "Гном в деревне"
Задачи:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического восприятия;
- выделение звука из слова.
Ход игры:
Знакомьтесь, это гном. Его зовут Бом. Бом приехал в деревню к бабушке, и прогуливаясь по двору, вдруг услышал: «МУУУ-МУУУ». Кто бы это мог быть?
- Ребята, кто это? (Это корова.)
Бом оглянулся и увидел корову, она мычала, звала друзей. Оказывается, корова нашла морковку и захотела полакомиться ею вместе с друзьями. На ее мычание прибежали … (дети договаривают предложение) мышка и цыпленок.
- Называйте, кому достался кусочек морковки? Мышке, цыпленку, корове и гному.
- Посмотрите на картинку, и найдите слова в которых спрятался звук М.
Дом, дым, морковка, мышка, гном Бом, маки.
- Посмотрите-ка под деревом сидит пастушок и играет на дудочке. Что звучит? Звучит музыка.
Назовите первый звук в слове музыка. В слове музыка первый звук [м].
Сегодня мы с этим звуком познакомимся.
Игра "Разложи картинки"
Задачи:
- уточнение артикуляции звуков [м], [м`];
- дифференциация звуков ]м], [м`] в словах.
Ход игры:
Логопед предлагает детям произнести звук, прислушаться к себе, описать звук по схеме. Затем разложить картинки: на синий фон картинки, в которых звук [м] - твердый; на зеленый - картинки, в названии которых [м`] - мягкий.
Игра "Где спрятался звук?"
- уточнение артикуляции звуков [м], [м`];
- дифференциация звуков ]м], [м`] в словах.
Ход игры:
Логопед предлагает детям произнести звук, прислушаться к себе, описать звук по схеме. Затем разложить картинки: на синий фон картинки, в которых звук [м] - твердый; на зеленый - картинки, в названии которых [м`] - мягкий.
Игра "Где спрятался звук?"
Задачи:
- развитие фонематического анализа;
- определение места звука в слове;
- дифференциация мягкого и твердого согласного.
Ход игры:
Логопед просит детей называть картинки по-порядку, называть звук, который спрятался в слове, называть место звука в слове.
Игра "Почини слова"
- развитие фонематического анализа;
- определение места звука в слове;
- дифференциация мягкого и твердого согласного.
Ход игры:
Логопед просит детей называть картинки по-порядку, называть звук, который спрятался в слове, называть место звука в слове.
Игра "Почини слова"
Задачи:
- развитие фонематического синтеза;
- закрепление названий профессий.
Ход игры:
Логопед:"Ребята, из слов исчез первый звук М. Надо починить слова, вставить первый звук М в слово. Если все сделать правильно, узнаем профессию"
Логопед дети
.узыкант Музыкант - первый звук М
.атрос матрос - первый звук М
.одельер модельер - первый звук М
.ашинист машинист - первый звук М
.илиционер милиционер - первый звук Мь
Игра "Собери бусы для мамы"
- развитие фонематического синтеза;
- закрепление названий профессий.
Ход игры:
Логопед:"Ребята, из слов исчез первый звук М. Надо починить слова, вставить первый звук М в слово. Если все сделать правильно, узнаем профессию"
Логопед дети
.узыкант Музыкант - первый звук М
.атрос матрос - первый звук М
.одельер модельер - первый звук М
.ашинист машинист - первый звук М
.илиционер милиционер - первый звук Мь
Игра "Собери бусы для мамы"
Задачи:
- развитие слухового внимания;
- отгадывание загадки, развитие логического мышления;
- выполнение звукового анализа слова;
- формирование фонематических представлений.
Ход игры:
Логопед читает детям загадку, дети отгадывают ее.
Затем логопед предлагает маме подарить бусы. Каждая бусинка - звук в слове мама. Дети выполняют звуковой анализ слова.
В заключении занятия дети делятся своими впечатлениями, говорят, какая игра им больше всего понравилась. Вспоминают с какими звуками они познакомились и что о них узнали.
- развитие слухового внимания;
- отгадывание загадки, развитие логического мышления;
- выполнение звукового анализа слова;
- формирование фонематических представлений.
Ход игры:
Логопед читает детям загадку, дети отгадывают ее.
Затем логопед предлагает маме подарить бусы. Каждая бусинка - звук в слове мама. Дети выполняют звуковой анализ слова.
В заключении занятия дети делятся своими впечатлениями, говорят, какая игра им больше всего понравилась. Вспоминают с какими звуками они познакомились и что о них узнали.